ОХРАНА ТРУДА

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

(выдержка)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1) электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

Статья 4. Принципы использования электронной подписи

Принципами использования электронной подписи являются:

1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;

2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;

3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

Статья 5. Виды электронных подписей

  1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее – неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – квалифицированная электронная подпись).
  2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью

  1. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

 Статья 9. Использование простой электронной подписи

  1. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:

1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;

2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

  1. Нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:

1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;

2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.

  1. К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной подписи, не применяются правила, установленные статьями 10 – 18 настоящего Федерального закона.
  2. Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается

Вопрос- ответ

Согласно ФЗ №63 «Об электронной подписи» ключом простой электронной подписи могут быть коды, пароли или иные средства, позволяющие подтвердить факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Таким образом, ключом электронной подписи может являться любая информация или средство, которое позволяет добавить информацию о подписавшем его лице в электронный документ.

Примером ключа простой электронной подписи могут являться: пара логин+пароль, одноразовый код sms-подтверждения.

Логин+пароль=ключ электронной подписи.

Согласно ФЗ №63 «Об электронной подписи»:

Простая электронная подпись – подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Ключ электронной подписи – уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи.

Таким образом:

Если в информационной системе предусмотрено подписание электронных документов в соответствии с учетной записью пользователя, а именно: добавление информации, позволяющей определить лицо, подписавшее документ, в таком случае, мы можем говорить о том, что пара «логин+пароль» является ключом простой электронной подписи.

 

Да, конечно. В этом случае, необходимо установить сертификат ключа проверки электронной подписи, как на стационарный ПК, так и на мобильные устройства, которые вы будете использовать для подписания документов. Процесс подписания будет выглядеть следующим образом: подключаете носитель с ключом электронной подписи (закрытой частью) к устройству, где установлен и сертификат и средства электронной подписи (СКЗИ) – подписываете все необходимые документы.

Для использования простой электронной подписи в системе необходимо разработать Соглашение между участниками электронного взаимодействия в части использования в системе простой электронной подписи. В соглашении необходимо отразить, что будет являться ключом простой электронной подписи, определить правила его применения; что будет являться подписанием электронного документа и, что будет являться результатом этой процедуры – простой электронной подписью.

К примеру, можно отразить в соглашении между участниками электронного взаимодействия, что электронный документ, сформированный с использованием мастера действий и отправленный по определенному типовому маршруту другому участнику, будет считаться подписанным простой электронной подписью.

 

Конечно же, с точки зрения технологии ЭП это не одно и то же, т.к. простая ЭП формируется без применения СКЗИ, в отличие от неквалифицированной и квалифицированной ЭП. Но с организационной стороны вопроса, государственную услугу можно получить с применением обоих способов подписания заявлений на получение таких услуг. Т.е. даже при авторизации на портале по логину/паролю и оформляя заявление на получение конкретной услуги, в итоге мы подписываем такое заявление простой ЭП. Подробнее о правилах применения простой ЭП на портале государственных услуг смотрите в ПП РФ №33 от 25.01.2013г. (обратите внимание на пп. 2 и 3 указанного постановления).

Для использования простой ЭП внутри компании будет достаточно внутреннего Регламента, определяющего правила использования такой ЭП, с ознакомлением всех заинтересованных лиц. И приказа по компании об использовании такого вида ЭП.

За пример можно взять ПП РФ №33 от 25.01.2013г. Об утверждении Правил использования простой ЭП при оказании гос. и муниципальных услуг.

В рамках компании достаточно внутреннего документа (п.1 ст. 3 ФЗ №63 «Об электронной подписи»), регламентирующего использование ЭП в организации. Такими документами могут выступать:
• Приказ руководителя компании об использовании ЭП;
• Приказ о назначении ответственного сотрудника или подразделения за использование ЭП в компании;
• Положение об ЭП;
• Регламент использования ЭП.
В данных документах необходимо, в том числе осветить условия признания электронных документов, подписанных ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью (ст. 6 ФЗ №63 «Об электронной подписи»).

Допустимо применение неквалифицированной ЭП при подписании бухгалтерских документов, если данные виды документов не истребует ФНС или любой другой гос. регулятор. В противном случае необходимо применять квалифицированную ЭП в соответствии с ФЗ №63 «Об электронной подписи».

Для использования простой электронной подписи в системе DIRECTUM необходимо заключить Соглашение между участниками электронного взаимодействия в части использования простой электронной подписи. В нем необходимо отразить, что будет являться простой электронной подписью – информацией, указывающей на лицо, которое подписало электронный документ.
Простой электронной подписью может являться добавляемые в электронный документ ФИО сотрудника в рамках определенного типового маршрута. Другими словами, что будет служить простой электронной подписью, определяет оператор информационной системы.
Информацию о подписании электронного документа неквалифицированной электронной подписью можно увидеть в окне «Подписи электронного документа» вызвав его из контекстного меню проводника.

бращаем Ваше внимание на п.3 ст.9 ФЗ № 63 «Об электронной подписи»:
«К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной подписи, не применяются правила, установленные статьями 10 – 18 настоящего Федерального закона».
Соответственно требования, установленные ст.12 не применяются к простой ЭП.

Все дело в том, что некоторые виды кадровых документов необходимо/требуется оформлять на бумаге.
Есть еще такие примеры:
1. К вам приходит новый сотрудник, а вы ему даете на подпись трудовой договор в электронном виде. И в случае, если у него нет ЭП, выпущенной для него как для физического лица, у него просто не будет технической возможности подписать договор.
2. Также могут возникнуть технические сложности при оформлении командировочного удостоверения в электронном виде.

Любой из видов ЭП, определенный ФЗ №63 «об электронной подписи», может быть принят судом, если соблюдены все требования законодательства и нормативно правовых актов в области ЭП.

Для подписания служебных записок работниками можно использовать как простую электронную подпись, так и неквалифицированную. Наименее затратным будет использование простой электронной подписи, поскольку для ее использования достаточно заключить Соглашение между участниками электронными взаимодействия в части использования простой электронной подписи. В нем необходимо будет зафиксировать в частности случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными бумажным документам, подписанных собственноручной подписью, а также правила определения лица, подписавшего электронный документ.
Поскольку простая электронная подпись позволяет только определить лицо, подписавшее электронный документ, то при использовании простой электронной подписи дополнительно рекомендуется позаботиться об исключении возможности внесения изменений в документ средствами системы DIRECTUM. Например, зафиксировать, что подписание служебной записки простой электронной подписью происходит в результате отправки ее по определенному типовому маршруту, а сам документ при этом формировать в нередактируемом PDF-формате.

Остались вопросы? Спрашивайте.

Проверь свои знания

Экзаменационный тест Охрана труда

Наши контакты

Телефон

Емейл

Вибер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *